Интересные данные были получены в результате глобального опроса потребителей от Nielsen в 2008 году. Выяснилось, что женщины априори счастливее мужчин во время кризисов, потому что эмоциональная зависимость от неурядиц у женщингораздо меньше, чем у мужчин. Кроме того, женщины более гибки, дипломатичны, общительны. В деле (как и в беде) — более терпеливы, открыты в общении с людьми, легче принимают жесткие решения, идут на крайности.
Для мужчины подтверждением достойного существования является сумма личного счета и престижная должность, а для женщины достаточно быть хорошей хозяйкой и реализовать себя в качестве матери.
Однако, по мнению заведующего кафедрой общей социологии ГУ ВШЭ Н. Покровского россиянам будет сложнее пережить сложившиеся обстоятельства. На Западе общество уже вступило в эпоху постпотребления, и потому ситуация воспринимается спокойнее. Россия же подошла к кризису на пике потребительского бума, порожденного экономикой, сидящей на «нефтяной игле». Поэтому то, что происходит в стране сейчас, можно охарактеризовать соответствующим термином «ломка». По мнению Покровского, возврата к прошлому уже не будет. Наступает время разумных ограничений: «Стратегия современного потребителя — продуманный, взвешенный выбор, а не спонтанная покупка, продиктованная вопросами престижа». Сложится новая матрица потребления, ориентированная на более рациональный подход к вещам. Предпочтение будет отдаваться домашней еде вместо общепита, деятельному сельскому туризму вместо ленивого пляжного отдыха.
Есть еще одна хорошая новость, которые позволяют женщине пережить легче кризисные времена, чем мужчине. «Комсомольская правда» рассказывает о крайне любопытном, хоть и вполне ожидаемом эффекте от финансового кризиса. Как показал соцопрос, в непростое время женатые мужчины больше ценят семейные отношения. «Россияне начинают ценить тыл, в кризис, как правило, люди вспоминают о близких, — рассказала директор по коммуникациям ВЦИОМ Ольга Каменчук. — Именно во время кризиса люди начинают осознавать, что карьера, дорогие машины и модные вещи — не самое главное в жизни. И пытаются найти утешение в семье».
Что до денег, миф о том, что женщины — транжиры, уже разоблачен: женщины как бизнесмены и инвесторы зачастую успешнее мужчин. Даже финансовые консультанты признаются, что женщины инвесторы стрессоустойчивее. Они не впадают в панику и не вкладываются в громкие имена, предпочитая со всем детально разобраться. Так, они знают точно, как далеко могут позволить себе зайти и чего избежать, и можно ли в случае чего вернуть хотя бы часть денег. «Вообще, если женщины берут в свои руки финансовое планирование, они, в большинстве случаев, более успешные инвесторы. Причем, чем свободнее женщина в деньгах, тем больше инвестирует в развивающиеся фонды, активно охватывают те рынки, которые будут иметь солидный рыночный потенциал в будущем».
Еще один женский способ оставаться оптимистами — рвение к новым знаниям, пусть даже и вынужденное. Если они привыкли ужинать в ресторане, — в тяжелые времена сами занимаются готовкой, совершенствуя кулинарное искусство. Расходы сокращаются, охотник-мужчина становится счастливее, поглощая домашнюю пищу женщины-хранительницы домашнего очага.
Ежедневно женщины повышают конкурентоспособность, комбинируя модные аксессуары с вещами из бабушкиного сундука и прошлогодних коллекций, могут реже покупать косметику и сделать маникюр дома. Пока мужчины пребывают в раздумьях о судьбах мира, они аккуратно рулят семейным бюджетом и тихо заботятся о детях. «Дети — это самое настоящее и потрясающее счастье, они занимают совершенно особенное место в сердце, до этого пустое и свободное» .
Виктория Викторовна ЗАЛЕТОВА