С точки зрения ислама все проще. Аллах сказал так: «И если ты боишься, что не сможешь справедливо поступить с девушками-сиротами, женись на другой женщине по своему выбору, или на двух, или на трех, или на четырех... Но если ты боишься, что не сможешь быть справедливым для всех этих женщин, женись лишь на одной или пользуйся своими наложницами и рабынями. Так тебе легче избежать несправедливости». (Ан-Ниса, 4:3)
Смысл приведенной цитаты, как и прочие смыслы, почерпнутые из священных книг, не совсем ясен. «Быть справедливым» означает осчастливить женщину рождением ребенка. «Несправедливость» означает поставить ее вне женского «закона», то есть оставить без потомства. Ислам разрешает мужчинам иметь до четырех жен. Причем мотивация брака необязательна — он может быть «нужен» и для продления рода, и для наслаждения. Здесь не исламист задумается. Христианин отвернется с негодованием. Человеку без предрассудков, современному человеку стоит понять: условия жизни диктуют правила «проживания», и даже религиозные нормы приспосабливаются к реальности. Исламский либерализм в отношении брака кажется моногамному европейцу развратом. И поделом. В конце концов, необходимость продления рода — не самая конечная цель человеческого существования. Но одна из целей. И, разумеется, для осуществления полигамных отношений на территории России следует отдать себе отчет во всех сложностях, которые немедленно возникнут у следующего Корану, тарикату, шариату и другим исламским канонам. Следует только выбрать раз и навсегда и религиозную принадлежность (а полигамия есть одно из бесчисленных следствий обращения в ислам, как, впрочем, и обрезание крайней плоти, как намаз четыре раза в день лицом к Мекке). Смена мировоззрения — болезненна. Находясь в прежнем месте обитания, неофит оказывается в ином измерении, в иной системе вечных и приходящих ценностей, следовать которой он отныне обязан. Не зря люди на протяжении всей своей истории избегали перехода в иную веру даже под страхом смерти О внутренних противоречиях полигамии Европа, по определению, наслышана мало. Ведь если мужчине полигамия в определенные моменты кажется абсолютно естественной, то большинству женщин, однако, этот обычай не кажется привлекательным. Они не хотят делить своего мужа ни с кем. Что же говорят исламские источники по поводу женитьбы на нескольких женщинах, на основании бесплодия одной из них? Пророк Магомед сказал: «Женись на любящих и плодовитых, потому что через тебя я буду бороться с другими народами за численное превосходство нашего народа» (Абу-Давуд и другие). Столь узкая цель — военное превосходство, достигаемое путем «увеличения мышечной массы», простым расширением численности, опять-таки кажется жестко утилитарным. Не правда ли, отдает дремучим детством человечества, когда у народов была единственная и внятная задача — выжить. Но кто сказал, что теперь эта задача отменена? За видимостью цивилизованных международных отношений явствует то же стремление «одержать верх», «задавить численно», «неприметно ассимилировать», «сжить со света», «сделать слабым» — пусть на рынке, пусть технологически, информационно, но — сжить. Конечно, мотивировать свой личный переход к полигамии обороноспособностью страны, есть невежество и лукавство перед ликом Всевышнего, кто бы он ни был — Аллах или Христос. Единственная мотивация — желание, во что бы то ни стало иметь детей. Общество может не считаться с этим желанием, но внутренне осознает его право на существование. Разница в решении. Либо развестись и начать жизнь с другой женщиной, либо не порывать с прошлым. Нельзя относиться к женщине в полном соответствии с тем, плодовита она или нет. Любовь остается всегда, если она крепка изначально. Однако среди «цивилизованной этики» замешана изрядная доля полового лицемерия. Общество не в состоянии признать мужчину, обратившемуся к нелюбимой женщине с целью продолжения рода. Европеец ли, американец ли привыкли прятать подобные устремления в газетных рубриках «рожу и отдам ребенка в хорошие руки» и пр. Важно заметить, что только двое из жен пророка Магомеда стали матерями его детей. У Айеши — одной из его любимых жен — никогда не было детей. Хотя некоторые из его жен не могли зачать, он относился ко всем своим женам справедливо и сердечно. Он не возвышал статуса жен, ставших матерями его детей, по отношению к бесплодным женам. Его пример может служить образцом для современных мусульман. Мужчины, стремящиеся жениться более чем на одной женщине, должны изучить его поучения и попытаться воплотить в жизнь его советы о том, как относиться к женам. Какие выгоды ожидают первую жену, последующих жен и детей от этих жен, если мужчина выбирает полигамию? Часто женщины, которым не удается забеременеть, очень хотят воспитывать или помогать воспитывать чужих детей из приюта. Они завидуют женщинам, имеющим собственных детей, и хотят хотя бы один день в жизни воспитывать собственное чадо. Нередки случаи, когда мужчина берет в жены новую женщину, поскольку первая жена оказалась бесплодной. Первая жена, как правило, всегда с огромной радостью помогает второй жене в воспитании ее детей. Это создает идеальную ситуацию для всех членов семьи. Первая жена счастлива воспользоваться случаем воспитывать детей. Вторая жена получает еще одну помощницу в лице первой жены, и это укрепляет связь и добрые отношения между женами. Дети греются в лучах внимания «двух мам». Мы не утверждаем, что такие замечательные отношения существуют в любом полигамном браке. Одна из наиболее распространенных проблем — это ревность между женами. Бесплодные женщины часто чувствуют себя ущербными и считают, что по этой причине муж нашел другую женщину. Мужья же, как правило, их ущербными не считают. И если они не расстаются со своими первыми женами, то, очевидно, они испытывают к ним любовь и уважение. Мужья должны учитывать чувства своих первых жен и сделать перемены в семейном укладе как можно менее болезненными для них. Если они действительно правоверные мусульмане, да благословит их Всемилостивейший Аллах.
Сергей Арутюнов