Несмотря на любовь человечества обсуждать проблемы секса при каждом подходящем или неподходящем случае, в большинстве своем решения в интимной области основываются на морально нейтральных принципах. Человек может обдумывать свои сексуальные проблемы с точки зрения удобства или неудобства, желания или нежелания, а вовсе не с позиции «хорошо-нехорошо». Но нередко вопросы, обращенные к самому себе, становятся социально значимыми. Например, «честен ли я в своих чувствах или поступках», «не повредит ли это партнеру» и т.д. В таких случаях этические принципы могут заставить человека совершать поступки, к которым он не был расположен сам по себе. То есть, он совершает некоторое насилие над собой, оправдывая его рациональными причинами. При этом наиболее труден выбор не между «хорошим» и «плохим» вариантами решения, а между разными ценностями, которые невозможно сравнить впрямую. Например, одни считают, что вполне нравственны любые формы сексуальных взаимодействий между взрослыми людьми при условии добровольности и уединения. Для других нормально все то, что улучшает межличностные отношения, духовный рост, развитие личности. Для третьих нет незыблемых правил — решения следует принимать, учитывая особенности ситуации. Но решения в области секса всегда принимают на основе определенных ценностей. Даже не используя понятия «правильно» и «неправильно», проводится сравнение здорового, нормального и приятного с нездоровым, неправильным, неприятным. Но этическое содержание оценки зависит от ценностей, которых человек выработал для себя. Многие религиозные люди порой ловят себя на том, что решают сексуальные проблемы не в рамках своей веры. Вероятно, такое было на протяжении всей истории человечества, но в условиях изменения сексуальных воззрений, такой конфликт обостряется больше и больше. Поскольку ВЕРА — противоположность рациональной оценки, многие верующие испытывают сильнейшее чувство вины из-за своей сексуальной активности. Другие, в противоположность этой группе, решают, что требования веры устарели и начинают их демонстративно игнорировать, порой вовсе отворачиваясь от религии. Но большинство как-то ухитряются совмещать догматы веры и свои сексуальные устремления. Чрезмерно строгими считают церковные каноны не только миряне, не только верующие и неверующие, но и многие представители духовенства. В лоне католической церкви идет подспудная борьба за ослабление морального гнета относительно интимных проявлений жизни — разрешение разводов, абортов, контрацепции, искусственного оплодотворения, даже интимной жизни священников. В православной церкви оформляется мысль, что мужчина и женщина созданы для постоянной любви друг к другу. Это позволяет надеяться на изменение воззрений и на интимные вопросы. Лишь ислам продолжает оставаться на позициях незыблемого пуританства, прошедшего через века. Сдвиги в отношении секса проявляются лишь в деятельности или высказываниях отдельных иерархов, что никак не способствует изменениям сексуальной политики мусульманства. Однако, продолжающийся напор со стороны самих верующих, которые больше, чем неповоротливая машина религии, подвергаются воздействиям нового времени, заставляет и конфессии искать новые подходы к столь старой проблеме. Можно сказать, что мы стоим на пороге больших перемен.
Юрий Петрович ПРОКОПЕНКО Юрий Петрович ПРОКОПЕНКОЭтика и религия о сексе
Многие религиозные люди порой ловят себя на том, что решают сексуальные проблемы не в рамках своей веры. Вероятно, такое было на протяжении всей истории человечества, но в условиях изменения сексуальных воззрений, такой конфликт обостряется больше и больше.